Ребенок-инвалид: благословение или проклятие?
Каждый ребенок особенный, но есть такие «особенности», которые выходят за рамки общепринятых понятий о «нормальности». Когда такие дети рождаются в семьях неверующих, этот факт проще объяснить грехами родителей, наследственными проклятьями или просто нездоровым образом жизни, но когда такой «особенный» ребенок рождается в семье верующих христиан (тем паче служителей), возникает много вопросов, сомнений и страхов, граничащих с суевериями. Мы пытаемся понять: благословение это или проклятие? Если это благословение, то почему оно приносит «печаль», а если проклятие, то, как это укладывается в понятие о Божьей благодати, которая освобождает нас от закона греха и смерти? На эти и на многие другие «неудобные» вопросы ответы будут искать участники форума в церкви «Дом хлеба», который пройдет 15 марта. В преддверии форума мы попросили ответить на наши вопросы старшего пастора церкви «Дом хлеба» Александра Шевченко.
— Наверное, это самый распространенный упрек по отношению к христианам: «Если ваш Бог такой милосердный, то почему страдают невинные дети?» Страдают не только дети неверующих, но и верующих людей. Вы для себя нашли ответ?
— Когда Адам согрешил, то Бог сказал: «Из-за тебя проклята земля. Она произрастет волчцы и тернии». Не важно, кто и когда родился после этого, Земля, а вместе с ней и человечество имеют дело с последствиями греха. Если идет война на Украине, это затрагивает всех, кто находится в эпицентре боевых действий: и грешников, и праведников. Когда израильский народ уводили в плен, то вместе с ним страдал, разделяя все лишения, один из величайших библейских пророков Иеремия. Вывод: мир в целом поражен грехами, болезнями, плохой экологией. Мы покупаем продукты в одних магазинах, нашим детям делают одинаковые прививки, наш организм борется с тем же вирусами, что и все люди на Земле. Да, по статистике, у верующих ситуация лучше, чем у неверующих, но однозначную границу провести невозможно. Весь мир поражен, и мы живем среди этого мира. Что говорить, если апостол Павел советовал своему ученику Тимофею: «У тебя немощь желудка. Употребляй немного вина». Так, а чего мы сразу грехи ищем? Не надо искать глубоких философско-религиозных ответов, надо просто и объективно смотреть на вещи.
— Хорошо, но название форума звучит очень провокационно. Как может быть благословением ребенок-инвалид?
— Это настолько противоречиво, что кажется кощунством. С другой стороны, я не раз встречал людей, которые однозначно утверждают, что в их случае, это стало благословением, потому что их жизнь и жизни окружающих изменились кардинальным образом. Как говорится в русской пословице: «Не было бы счастья, да несчастье помогло». В Библии мы видим пример Давида. Из-за его грехов умер маленький сын. Это настолько повлияло на царя, что он полностью изменил свое отношение к жизни. Я называю это страданием чистых душ в искупление наших порочных душ. Если бы не эти страдальцы, то мы были бы очень черствыми и циничными, как и поклонники идей об арийской расе. Они предлагали уничтожить всех инвалидов, чтобы те не мешали в создании сильного общества. Изначально это идеи известного философа Ницше. Я потрясен дикостью этих заявлений и теперь понимаю, почему он закончил свою жизнь в психбольнице. Это 100 процентов — дьявольский взгляд на страдания. Поэтому я думаю, что чистые души, которые не по своей вине страдают, являются благословением, так как они пробуждают в нас чуточку божественного. Об этом прекрасно написал поэт Евгений Евтушенко в стихотворении «Карлица». Вид героини отпугивал прохожих, люди старались её не замечать, но именно она стала лакмусовой бумажкой, экзаменом на человечность для всех:
«..Но как нам от счастья не впасть в безучастность,
чтоб каждый счастливый кого-нибудь спас,
как вечно спасает
чужая несчастность
от чувства несчастности собственной нас?!»
— Почему тогда при христианском учении о любви, некоторые христиане бывают так жестоки по отношению к людям с ограниченными возможностями здоровья, а также к их семьям? Не секрет, что бывали случаи, когда им отказывали в крещении или причастии только на основании их болезни.
— На этот вопрос ответить не могу. Не знаю. Это тоже для меня — загадка. Я не думаю, что в христианстве — недостаточность милосердия и любви. Мне как раз кажется, что христиане наиболее милосердные люди. Многие пасторы, наоборот, первые места выделяют для людей с ограниченными возможностями здоровья. В этих церквях я переживал особую благодать, когда такие люди уважены, их приветствуют. Я неоднократно это видел, как даже в служении хора на равных принимают участие люди на инвалидных колясках. Для меня это был всегда момент особого воодушевления и даже торжества. Я понимал, что мое более совершенное тело никак не говорит об особом статусе моей души. Богу мы одинаково ценны.
— В чем же проблема?
— Я думаю, что тут отсутствует просвещенность. У нас нет ясной четко выработанной богословской позиции. Как относиться к этим людям? В случае ментальных и умственных проблем, насколько такие люди могут принимать участие в жизни церкви, скажем, принимать крещение и причастие? Мне кажется, что это недоработка с богословской точки зрения. Этот пробел и призван восполнить наш форум. Мы посмотрим на ситуацию с разных сторон. В качестве спикеров приглашены врач Федор Логвин, который сам отец ребенка с ограниченными возможностями, пастор и богослов из Германии Руди Дюк, общественные активисты и служители Руслан Пшиченко и Светлана Мищенко, а также опытный пастор и семейный консультант Сергей Витюков.
Добро пожаловать. Приглашаю всех неравнодушных людей, особенно, пасторов, чтобы вместе мы могли изменить атмосферу вокруг людей с ограниченными возможностями здоровья, чтобы мы увидели другую перспективу на страдания.
Беседовал Алексей Боровских
Источник: https://www.facebook.com